ПОД СЕНЬЮ РАЗВЕСИСТОЙ КЛЮКВЫ

В последние годы в Москве и Санкт-Петербурге вышли (и выходят) все новые и новые книги и альбомы, посвященные иллюстрированным открыткам. Скажем прямо, что их полиграфический уровень гораздо выше, чем у былых изданий. Но каково их качество, то есть соответствует ли содержание красивой полиграфической "обертке"? К сожалению, огрехов в подобных изданиях немало.
О книге М.Я.Чапкиной (Художественная открытка. - М.: Галарт, 1993) мне уже дважды приходилось писать - в журнале "Филателия" (N 5, 1994) и в газете "Книжное обозрение" (N 41, 1994). А недавно в мои руки попало новое издание под названием "Поздравительная открытка в России. Конец XIX - начало ХХ века" (автор-составитель Ю.И.Комболин), выпущенное в Санкт-Петербурге в 1994 году "Торговым домом Константин". В газете "Голос Родины" (N 38-39, 1994) уже опубликована хвалебная рецензия по поводу этой книги, написанная журналистом Юрием Степановым. Возможно, что подобного рода отклики появились и в других местах. Поэтому следует более подробно рассказать об этом издании.
Книга-альбом Ю.И.Комболина заметно уступает "труду" М.Я.Чапкиной по своему объему. Здесь всего 36 страниц текста на русском и английском языках (предисловие и каталог), а также 300 репродукций различных поздравительных открыток, размещенных в трех разделах: а) русская поздравительная открытка; b) европейская поздравительная открытка в России; c) европейская фотооткрытка.
Сразу надо отметить, что хорошо оформленный, твердо целлофанированный переплет издания и качыество самих репродукций в альбоме в целом оставляют превосходное впечатление, привлекают своим внешним видом. Правда, оформление форзацев какими-то маловыразительными однотонными семейными фотографиями, может быть и с открытых поздравительных писем, мне представляется по крайней мере странным и едва ли удачным.
Но все же в этой книге-альбоме основное - репродукции самих поздравительных открыток, их каталог и краткий рассказ о них в предисловии. Потому начнем рассмотрение содержания этого издания с систематизации и расположения репродукционного материала.
Несмотря на то что книга, как уже отмечалось, разбита на три раздела, внутри их какой-нибудь последовательной систематизации не видно. Различные, преимущественно пасхальные и рождественские открытки, без всякого порядка перемешены между собой, а также с новогодними и открытками с иными сюжетами ("С днем Ангела" и т.д.). Из-за этого нет достаточно ясного представления не только о развитии тех или иных сюжетов в различных типах поздравительных открыток в России, но и о творчестве тех или иных художников, немало работавших у нас над поздравительной открыткой (Е.Бём, Б.Зворыкин и другие).
Вероятно, не следовало бы смешивать в альбомной части, посвященной русской поздравительной открытке, те, которые выполнены с помощью фото (N 23, 24, 26, 34, 40, 52, 53, 70-74, 90), с оригинальными рисованными открытками. Подобного рода необоснованное смешение всех и вся заметно снижает познавательную ценность книги-альбома.
Трудно объяснить, почему в раздел "Европейская изобразительная открытка в России" включены изданные в различных странах открытки с надписями на иностранных языках (...) явно предназначенные для распространения в этих странах, хотя, иногда, вероятно, и посылаемые оттуда в Россию, как и в другие страны. Иное дело - поздравительные открытки, изданные за рубежом с надписями на русском языке, по-видимому, предназначенные для распространения в нашей стране и продававшиеся у нас.
Но, пожалуй, наиболее неблагоприятное впечатление в рассматриваемом издании оставляют текст предисловия и каталог. Автор - Ю.И.Комболин, на мой взгляд, довольно слабо знаком с открытками вообще и даже с поздравительными, которых он, по его словам, собрал более тысячи штук. Но одно дело - собирать открытки, а другое - их изучать и хорошо знать.
Предисловие к альбому, весьма компилятивное по своему характеру, основанное преимущественно на статьях из журнала "Открытое письмо", на некоторых изданиях, посвященных Общине Св. Евгении (а весьма возможно - всего лишь на книгах и брошюрах Н.Тагрина, Э.Файнштейна и М.Забоченя), само по себе мало что нового может дать в отношении поздравительных открыток как таковых, если не считать сравнительно длинных рассуждений о праздниках Рождества и Пасхи вообще и их праздновании в России (с. 10-11). Жаль, что ни слова ни сказано о предшественниках поздравительных открыток - гравированных карточках французского художника Демезона (вторая половина XVIII века), пересылавшихся по почте. В данном издании это было бы более уместно, чем общеизвестные рассказы о Г.Штефане и Э.Германе, не имеющие никакого отношения не только к поздравительной, но и вообще к иллюстрированной открытке. Но зато в тексте предисловия содержатся сверхсенсационные "открытия" и догадки (например, относительно времени появления "наиболее ранних русских иллюстрированных открыток"), сразу же подхваченные и тиражированные одним из рецензентов.
Но ведь сама открытка по акварели Н.Каразина "Тройка зимой", на которую ссылается Ю.Комболин, выпущенная, как он сам пишет, после 1904 года, не дает никакой возможности сомневаться именно в ее датировке! Акварельный, а быть может и литографский, рисунок Н.Каразина, использованный для данной открытки, на котором видна дата "88", мог быть создан и не специально для открытки.
Только тогда, когда будут найдены документальные свдения об изготовлении и распространении самих иллюстрированных открыток в России в конце 1880-х годов (да и сами открытки той поры), можно будет пересматривать время появления их в России в 1890-х годах.
Что же касается открыток, репродуцированных в книге-альбоме М.Чапкиной, которые, по заявлению Ю.Комболина (с.13), происходят якобы "в основном" из ее коллекции, то достаточно внимательно просмотреть список иллюстраций к этому изданию, чтобы убедиться, что около 50 процентов помещенного - материалы из собраний крупных московских филокартистов М.С.Забоченя и П.Д.Цуканова.
Автору данных строк, очень давно занимающемуся изучением открыток, никогда не приходилось слышать о будто бы существовавшем в России издательстве К.М.Лемберга, а ссылки Ю.Комболина на N 16, 17, 42, 61, 80, 90 в тексте предисловия (с. 9) при визуальной проверке, да и по каталогу составленному самим Ю.Комболиным (с. 23, 24, 26), показывают, что все эти открытки были выпущены не издательством К.М.Лемберга (?), а известным шведским издательством Гранберг в Стокгольме. Таким образом, правая рука не знает, что пишет левая?!
Если верить тексту предисловия (с. 9), то открытка Е.Бём, репродуцированная в альбоме под номером 4, была якобы выпущена Общиной Св. Евгении, но в действительности, судя по самой открытке в коллекции автора данных строк, да и по каталогу Ю.Комболина (с.23), она была издана И.Лапиным в Париже. Деятельность издательства О.Дьяковой в Берлине по выпуску открыток (с. 9) относится не к дореволюционному времени, а к 1920-м годам, что выходит за хронологические рамки материала, включаемого в данный альбом.
Конечно, Экспедиция заготовления государственных бумаг по качеству продукции стояла очень высоко, но если речь идет об открытках, то едва ли есть основания утверждать, что "по количеству реализуемых заказов" она стояла "на первом месте" (с. 9), так же как нет оснований заявлять, что покойный Н.С.Тагрин собрал "миллион открыток" (с. 7). Сам Н.С.Тагрин незадолго до смерти писал всего лишь о более чем 700 тысячах.
Обратившись к каталогу открыток, репродуцированных в альбоме, мы с удивлением видим, что известное московское издательство И.Е.Селина, обозначавшее свою продукцию монограммой "ИСМ", якобы выпустило открытку художника С.Ващенко "Скажите Ваше имя?" (N 19) не где-нибудь, а в Австрии (?). Открытка же под номером 6 - "С Новым годом!", исполненная художницей Е.Лебедевой, что достаточно ясно видно и на самой открытке, по утверждению Ю.Комболина, была будто бы создана художником В.Лебедевым (с. 23).
Автор открытки под номером 12 художник Д.Клещенко превращен в художника Д.Плещенко. Указания на подобного рода ошибки, нелепости, а подчас и опечатки можно продолжать и продолжать...
К сожалению, все открытки воспроизведены только с лицевой стороны, а сведения, находящиеся на оборотной (адресной) стороне, приводятся только в каталоге, что лишает возможности проверить их точность, особенно в разделе "Европейская изобразительная открытка в России". Поэтому здесь приходится быть кратким.
Более десяти открыток, выпущенных московской фирмой "Эд.А.Стольтерфот" (торговый знак "EAS"), отнесено составителем почему-то к зарубежным изданиям. Трудно понять, почему отдельные открытки издательства Тео Штрефера в Нюрнберге (торговый знак "TSN") в одних случаях указаны как изданные в этом немецком городе (N 93, 108, 121), а открытка под номером 126 - где-то в Западной Европе. Наконец, очевидно, что поздравительная открытка, созданная по рисунку художника-монограммиста "МА", отпечатанная в СПб в литографии Н.Кадушина (N 196), по явной ошибке попала в раздел "Европейская поздравительная открытка в России".
Хотелось бы пожелать фирме "Торговый дом Константин" в дальнейшем при выпуске следующих книг-альбомов анонсированной серии "Мир почтовой открытки", более тщательно подбирать авторов-составителей и редакторов этих изданий, а также организовывать их предварительное рецензирование и, таким образом, использовать превосходные полиграфические возможности для полноценных изданий, умело популяризирующих вездесущую иллюстрированную открытку.

Владимир Шлеев,
кандидат исторических наук, лауреат Второго всесоюзного фестиваля народного творчества 1987 г. за экспонирование открыток. Киев - Москва.

Перепечатано из газеты "Хобби" N2 за 1995 г.

ПРИМЕЧАНИЕ РЕДАКТОРА САЙТА:

Ни автор предисловия к книге Ю.Комболин, ни рецензент В.Шлеев, говоря о первых русских иллюстрированных открытках, выпущенных по рисункам Н.Каразина, не хотят замечать очевидное. Первый ошибается в датировке некоторых рисунков 1888 годом, что следует из неправильного прочтения 1898 года, а также в том, что иллюстрированные открытки стали выпускаться якобы только после 1904 года. Второй ошибается, говоря о том, что рисунок Каразина мог быть "создан и не специально для открытки".
Трудно себе представить, чтобы такой "вездесущий" художник XIX века как Николай Николаевич Каразин, исполняя заказ для Общины Св.Евгении (ведь именно ему, как известно, поручили создать дизайн (как принято сейчас говорить) первых иллюстрированных открыток) ограничился бы только четырьмя сюжетами, воспроизведенными на четырех первых открытках. По всей вероятности, рисунков Каразина для первых открыток было больше, только не все из них были отобраны Общиной в 1898 году. Это - нормальная практика, существующая в искусстве и поныне.
Не использованные в первых открытках сюжеты наравне с использованными были затем вновь воплощены в открытках, что символично - в бесплатной серии, в качестве приложения к журналу "Пробуждение". Издание этих открыток пришлось уже на эпоху Разделенной оборотной стороны. Именно поэтому в этих открытках присутствует некоторый парадокс: лицевая сторона карточки выполнена так, будто на ней должно писаться письмо, а оборотная сторона также предусматривает место для письма, что практически не встречается на других открытках. Именно поэтому на некоторых карточках из бесплатной серии 1904 года можно различить год создания рисунка - 98. И именно поэтому некоторые карточки из этой серии детально повторяют дизайны первых четырех открыток. Несомненно все эти рисунки были выполнены Каразиным специально для открыток. Только не все из них были воплощены в открытках сразу же после создания.

© Александр Шестимиров



Комментарии: (1)   Рейтинг:   Версия для печати  
1.   Разместил nazar03uk   2014-08-24 16:54  

http://dveroman.kiev.ua - Межкомнатные двери - http://dveri-mezhkomnatnye.kiev.ua