Помогла "Малая Третьяковка"

В 1975 году издательство "Изобразительное искусство" выпустило комплект "Рязанский областной художественный музей". На одной из открыток воспроизведен портрет С.Д.Нечаева, автором которого является замечательный русский портретист В.А.Тропинин. Портрет Нечаева из Рязани Это произведение показалось мне знакомым. Долгий поиск среди открыток, в книгах, альбомах, каталогах, которыми располагаю, дал результат. В альбоме "Русская живопись в музеях РСФСР. Выпуск III" (Москва, Изогиз, 1957) нашлась репродукция с "Портретом неизвестного" В.А.Тропинина, которая отличалась от открытки с портретом С.Д.Нечаева только размером *. Сходство изображенных было полное. Сомнения в том, что это одно и то же лицо, не оставалось.
Своими соображениями я поделился с работниками Воронежского областного музея изобразительных искусств (ныне Воронежский областной художественный музей имени И.Н.Крамского - ред.), в чьем собрании находится "неизвестный". Портрет неизвестного из Воронежа Оказалось, что загадку "Портрета неизвестного в черном сюртуке" - под таким названием он был зарегистрирован в каталоге музея - пытались разрешить давно.
Специалисты подтвердили мою догадку: "Портрет неизвестного в черном сюртуке" из Воронежского областного музея изобразительных искусств оказался авторским повторением портрета С.Д.Нечаева. (...)
Любопытный поиск вызвали две другие открытки из комплектов той же серии "Художественные музеи СССР", изданных в 1976 году.
Одна из них является репродукцией с портрета И.Л.Лазарева, хранящегося в Горьковском государственном художественном музее (ныне Нижегородский областной художественный музей - ред.), другая - с портрета Лазаревой, принадлежащего Калужскому областному художественному музею. Портрет Лазарева из Н.Новгорода Портреты были написаны австрийским художником итальянского происхождения Иоганном (Джованни) Баттиста Лампи-старшим, работавшим в России в конце XVIII века. Живописные особенности обоих произведений, заметные даже на открытках, их композиционное построение, размеры, наконец, фамилия изображенных подсказывали, что портреты являются парными и в свое время размещались где-нибудь в гостиной или зале вместе.
Уверенность в этом укрепилась после знакомства с литературными источниками. Портрет Лазаревой из Калуги Было интересно узнать о большом роде Лазаревых, представители которого внесли значительный вклад в культуру нашей страны, о их связях с литераторами, художниками.
В Горьковском музее не знали о существовании произведения, хранящегося в Калуге, равно как и Калужский музей не располагал сведениями о портрете из Горького.
Место обоих произведений в одной экспозиции, рядом, как это было первоначально. Они прекрасно дополняют друг друга. Но это может решить только Министерство культуры РСФСР.
Так открытки, попавшие в коллекцию любителя изобразительного искусства, помогли ликвидировать "белые пятна" в музейном деле.

Н.Шахов
Перепечатано с незначительными сокращениями из журнала "Филателия СССР", N 11, 1979 г.

* - В 1986 г. издательством "Изобразительное искусство" была выпущена открытка с этого произведения из собрания Воронежского областного художественного музея имени И.Н.Крамского, под названием - "Портрет неизвестного в черном сюртуке" - примеч. ред.



Комментарии: (2)   Рейтинг:   Версия для печати